Главная»
»
Статьи»
» Макрокольца, макролинзы, макрорельсы - все для макросъемки
Макрокольца, макролинзы, макрорельсы - все для макросъемки
Макросъемка – один из интереснейших жанров фотографии! Фотосъемка с большим увеличением позволяет заглянуть в незнакомый нам мир и увидеть привычные для нас предметы с иной точки зрения. Для того чтобы сделать качественный макроснимок необходимо иметь специальный макрообъектив, позволяющий снимать в масштабе 1:1 (т.е. размер проекции объекта на матрицу фотоаппарата соответствует реальному размеру объекта). Однако, это довольно дорогостоящая оптика, и не у каждого есть возможность ее приобрести. Но, не стоит расстраиваться по этому поводу – современная фотоиндустрия уже нашла бюджетные решения этой проблемы и сегодня мы поговорим об аксессуарах, которые позволят вам, не имея макрообъектива, получать качественные снимки с большим увеличением, просто используя ту оптику, которая уже имеется в вашем распоряжении.
И начнем мы этот разговор с обзора макролинз (рис. 1). Макролинзы накручиваются на переднюю часть объектива и позволяют значительно сократить минимальную дистанцию фокусировки, за счет чего достигается больший масштаб съемки.
Основными недостатками макролинз являются повышенные хроматические аберрации и значительное падение резкости на периферии кадра. Правда, стоит оговориться, что это касается только одноэлементных макролинз. Есть макролинзы с несколькими оптическими элементами, один из которых отвечает за увеличение масштаба, а остальные – за уменьшение хроматических аберраций и повешение резкости. Степень увеличения макролинзы измеряется в диоптриях и лежит в диапазоне от 1 до 10 (обозначена на ободке). Чем больше это число, тем сильнее увеличении, но ниже качество изображения. Еще нужно отметить, что объектив с накрученной макролинзой теряет возможность фокусироваться на бесконечность. При покупке макролинзы убедитесь, что ее диаметр соответствует посадочному диаметру вашего объектива.
Еще одним способом добиться значительного увеличения при съемке стандартным объективом является использование макроколец (рис. 2).
Макрокольца устанавливаются между камерой и объективом, и, увеличивая так называемый рабочий отрезок камеры, позволяют сократить минимальную дистанцию фокусировки. Чем больше толщина кольца, тем меньше эта дистанция. Естественно, вы можете одновременно использовать несколько колец, чтобы максимально точно решить имеющуюся фотографическую задачу. Важно только помнить, что чем дальше объектив от камеры, тем меньше света доходит до нее, поэтому нужно либо увеличивать время экспонирования, либо повышать светочувствительность матрицы. На рынке представлены как модели, выпускаемые известными брендами производителей фототехники, так и их китайские аналоги. Покупая первые, вы платите высокую цену, но получаете продукт с гарантированным качеством и поддержкой автофокуса объектива. Китайские аналоги значительно дешевле, и при этом имеют весьма неплохое качество. Однако, далеко не все из них имеют контакты для поддержки автофокуса.
Как вы могли заметить, макрокольца позволяют отодвинуть объектив от камеры на фиксированные расстояния, задаваемые толщиной колец. Если же вам необходима более тонкая настройка этого параметра, то вам подойдет макромех (рис. 3).
По принципу своей работы, макромех является прямым аналогом макроколец. Отличия только в возможности плавно изменять расстояние между объективом и камерой, причем в значительно большем диапазоне, нежели при съемке с кольцами. Естественно, в силу своей конструкции макромех не поддерживает связь электроники камеры с объективом, вследствие чего автофокус работать не будет.
Пожалуй, самым оригинальным способом снимать макро является способ, при котором используется обычный объектив, но перевернутый задом наперед, т.е. байонетом не к камере, а по направлению к объекту съемки. На фотографическом сленге такой способ называется съемкой на «перевёртыш». Раньше фотографы были вынуждены использовать различные самодельные приспособления для присоединения объектива к камере в таком положении. Сейчас для этого можно использовать специальные переходники (рис. 4).
Существует два типа переходников. Первый тип – это простые и очень дешевые кольца, которые повторяют крепление байонета с одной стороны и имеют резьбу с другой. Недостатки таких переходников очевидны: во-первых, вы теряете возможность автоматической фокусировки, а во-вторых, та часть объектива, в которой расположены байонет и контакты, получается незащищенной. Принимая во внимание тот факт, что для фокусировки в таком положении нужно подносить это место очень близко к снимаемому объекту, шансов повредить его при неаккуратном использовании очень много. Покупая кольцо такого типа нужно проверить совместимость его с байонетом вашей камеры и совпадение диаметра кольца с посадочным диаметром объектива. Второй тип переходников - это уже более технически сложное устройство, состоящее из двух частей, соединенных между собой проводом (рис. 4). При использовании такого переходника вы сохраняете возможность автофокусировки, а также надежно защищаете байонет и контактную группу объектива. Кроме этого в комплект таких переходников, как правило, входят несколько резьбовых колец для объективов с разными посадочными диаметрами.
Разговор о принадлежностях для макросъемки был бы неполным, если бы мы обошли такую важную тему, как стабилизация камеры при съемке и наведение на резкость. Дело в том, что при столь сильном увеличении даже небольшая тряска камеры может привести к смазу изображения, а подобрать параметры съемки, таким образом, чтобы избежать этого, не всегда возможно. Конечно, можно поставить камеру на штатив. Это безусловно решит проблему со смазом, но как быть с наведением на резкость, ведь при фотосъемке в таких масштабах глубина резкости может составлять всего доли миллиметра? Для перемещения камеры по направлению к снимаемому предмету без перемещения штатива предназначен специальный аксессуар, называемый макрорельсами (рис. 5). Они представляют собой направляющую с нанесенной шкалой и закрепленной на ней площадкой для установки камеры. Это направляющая с помощью винтов плавно двигается относительно площадки, установленной на штатив. Существуют макрорельсы с двумя направляющими (как показано на рисунке 5), перемещаемыми в перпендикулярных направлениях.
Помимо своего прямого назначения – облегчения наведения на резкость – макрорельсы служат для съемки серии изображений для стекинга. Стекингом называется процесс получения снимка с очень большой глубиной резкости. Для этого снимается ряд фотографий одного и того же объекта, при этом фокусировка осуществляется на разных его участках. То есть при использовании макрорельс достаточно просто сфокусироваться на передней части объекта, а затем, сдвигая камеру на расстояние, равное глубине резкости, делать последовательные снимки до тех пор, пока в фокусе не окажется задняя часть объекта. После этого, в ходе последующей постобработки, все полученные изображения с помощью инструментов графического редактора Adobe Photoshop или при помощи специализированного программного обеспечения (Zerene Stacker, Helicon Focus и другие) сшиваются в одно изображение, глубина резкости которого равна сумме глубин резкости всех кадров серии.