Что выбрать: софтбокс или зонтик?

  • 23 марта 2017 21:19:45
  • Автор: Светлана Ундалова
Каждый, кто начинает заниматься фотографией, рано или поздно приходит к одному выводу: нужно повышать качество своих работ. Проштудировав статьи в интернете, просмотрев кучу видео, вдоволь наигравшись с диафрагмой и выдержкой, начинающий фотограф отправляется в фотостудию. Там его встречает огромное количество свето-формирующих насадок, в которых разобраться кране сложно. А искать информацию, не зная как называется тот,  или иной предмет, не представляется возможным.

Что выбрать: софтбокс или зонтик?

 
В студийном освещении свет разделяется на два главных типа – жесткий и мягкий. Как правило, те насадки которые на ощупь мягкие, предназначены для мягкого света, жесткие, металлические для жесткого. Профессионалы, начинающим фотографам рекомендуют начинать с мягкого рассеянного освещения. В этом  деле им с успехом помогут такие насадки как софтбоксы и фотозонты.
В большинстве случаев человек берет все идеи от природы, как на пример, объектив создан по подобию глаза, так и софтбокс создан по подобию облака, через которое проступает свет солнца. Профессиональные фотографы знают, что если они снимают на природе, то предпочтительна не солнечная и яркая погода, а пасмурное послеполуденное освещение. В таком случае, снимки получаются без контрастных теней, но светлыми и воздушными. По такому же принципу работает софтбокс.
 
Существуют софтбоксы разных размеров, разных  форм, у них разные названия и предназначения. 

Октобокс – имеет круглую форму, диаметром от 18 до 60 дюймов. От них поток расходится практически равномерно, заливая пространство. Маленький чаще применяется для крупного портрета, и дает более жесткий свет, он более мобилен и проще в использовании при ветре (если съемка на улице). Большой октобокс, дает более мягкое и рассеянное освещение, что плодотворнее влияет на качество снимков, но минус его в том что он громоздкий. Так же, он дает красивые круглые блики в глазах модели.
 
Софтбокс – имеет квадратную форму, его размеры варьируются от 10х13 см (для накамерных вспышек) до 120х120 см для студийного освещения. Принцип работы такой же как и октобокса, есть различие по форме бликов и отражению на глянцевых поверхностях. Если нужны красивые четкие квадратные блики, например на металлическом предмете, лучше использовать cофтбокс.
 
Стрипбокс – от английского «полоса», имеет узкую длинную прямоугольную форму,  от 120 см до 200 см по длинной стороне, применяется для ростовых портретов, когда нужно подсветить модель сбоку или с боку чуть позади, так же очень удобен для равномерного освещения фона, если поставить два источника с разных сторон.
Октобокс, Софтбокс, Стрипбокс

 
Альтернативу софтбоксам дают фотозонты. Их главное отличие от софтбоксов в том, что они могут работать как на отражение так и на просвет. Размеры от 70 см (легкий и компактный),  до 215 см (студийный параболический).

Зонт на просвет  - изготовлен из белой прозрачной ткани, как и у софтбокса, устанавливается внутренней стороной к вспышке и направляется внешней стороной к модели. Дает рассеянное освещение и круглые блики как октобокс.  

Зонт на отражение –   устанавливается внутренней стороной к вспышке и направляется так же внутренней стороной к модели. Имеет три основных цвета - белый, серебристый и золотой. Белый дает естественное освещение, серебристый холодное, золотой теплое, что подходит для съемки портретов, так как придает коже приятный золотистый оттенок.

Зонт на просвет и зонт на отражение!?

 
В зависимости от поставленных целей, фотограф сам должен выбирать инструменты для решения задачи. Сложно сказать, что лучше софтбокс или зонт каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Зонты проще в использовании, легче при транспортировке, могут давать как мягкое рассеянное освещение, так и более жесткое направленное, еще один не маловажный момент -  они более приятны по цене. Чаще применяются стробистами, для съемки на пленере и в мобильных домашних фотостудиях.
 
Софтбоксы более разнообразны по форме, у них более широкий круг использования, от портретной до предметной съемки. В отличие от зонтов, они имеют более направленный свет, и потоком света проще управлять. Чаще они применяются в профессиональных студиях, но так же их можно использовать и для накамерных вспышек.