Рано или поздно практически любой фотограф сталкивается с необходимостью надежной фиксации камеры при съемках в условиях, когда получить качественный кадр лишь подбором параметров фотоаппарата невозможно. К таким ситуациям относится съемка при недостаточном освещении (пейзажи на рассвете или закате, ночная съемка, интерьерная съемка), фотосъемка на длинных выдержках, а также ситуации, когда необходимо сделать несколько кадров, не меняя при этом положение самой камеры (фотосъемка с брекетингом по экспозиции, стекинг и т.д.). Во всех этих случаях вам необходим штатив, главной задачей которого как раз и является фиксация камеры. Кроме того, штатив призван гасить мелкие колебания, которые также могут привести к появлению смаза на снимках.
Сегодня производители фотооборудования предлагают на рынке десятки моделей штативов, и начинающему фотографу непросто сделать правильный выбор при покупке этого бесспорно полезного аксессуара. Чтобы понять, какой штатив нужен именно вам, необходимо разобраться с тем, чем они отличаются друг от друга, на что влияют те или иные характеристики и какие из них наиболее важны для вас.
Итак, прежде всего штативы отличаются друг от друга по материалам, из которых они изготовлены. Наиболее дорогие модели выполнены из композитных материалов (например, карбона) или металла, в то время как бюджетные модели сделаны из пластика или очень тонкого алюминия. Естественно, первые из них более крепкие, а, следовательно, надежные и долговечные. Кроме этого, карбоновые штативы более легкие, относительно металлических, и лучше справляются с мелкими колебаниями. Как правило, производители штативов указывают рекомендуемую нагрузку. Лучше всего выбирать штатив, для которого вес вашей камеры и объектива будет равняться, примерно, половине этой рекомендуемой нагрузки.
Вторым важным параметром штатива является возможность смены штативной головы. Естественно, что такая возможность предоставляется в более дорогих моделях. В случае покупки штатива со сменной головой, обратите внимание на размер резьбы винта. У большинства штативов он равен 3/8 дюйма. Если винт отличается от этого стандарта, то либо вам понадобится переходник, либо вы очень сильно ограничите себя в выборе голов.
Раз уже речь зашла о головах и креплении камеры к штативу, то самое время поговорить о съемных площадках, которые значительно облегчают и ускоряют эту операцию. В наиболее бюджетных штативах площадка с винтом для крепления камеры к штативу выполнена несъемной, и установка камеры на такие штативы может вызывать некоторые неудобства. Ряд производителей делают съемные площадки уникальной конструкции, которые подходят только к штативам собственного производства. Естественно, это приводит к значительным ограничениям по применению различных аксессуаров, поэтому, приобретая штатив (или штативную голову) со съемной площадкой, лучше всего выбрать модель с площадкой распространенного стандарта Arca Swiss (рис. 1).
Важной частью любого штатива являются его ноги, ведь именно от качества их изготовления зависит надежность стабилизации камеры. Говоря о ногах, нужно обратить внимание на два момента – количество сегментов из которых она состоит и механизм фиксации этих сегментов. Чем больше сегментов, составляющих ногу, тем короче штатив в сложенном состоянии, но тем ниже жесткость ноги и, соответственно, всего штатива. Из всех вариантов фиксации сегментов лучшим можно признать цанговый механизм, поскольку по мере износа составляющих его частей вы будете просто более плотно заворачивать зажимные винты, но на надежности фиксации это никак не отразиться. В случае выбора штатива с фиксацией сегментов с помощью различных защелок нужно помнить, что со временем они разболтаются, и, если на защелках не предусмотрены винты для подтягивания, могут даже прийти в полную негодность.
Если ваш выбор стоит между двумя одинаковыми на первый взгляд штативами, то перевес в пользу одной из моделей может скрываться в дополнительных функциях штатива. Поговорим про некоторые из них. Если, вы увлекаетесь макросъемкой или просто хотите иметь возможность снимать с очень низких точек, то в этом случае будет весьма полезна возможность переворота центральной штанги штатива сверху вниз. В таком положении камера хоть и крепится вверх дном, но расположена у самой поверхности земли, обеспечивая тем самым точку съемки, недоступную другим штативам. Также, бывает, необходима функция горизонтального крепления центральной штанги (рис. 2). Штатив c такой возможностью станет отличным помощников, если вы часто снимаете различные раскладки (flatlay), занимаетесь предметной или фуд фотографией. Если же ваша стихия это не фотостудия, а дикая природа, то обратите внимание на штативы, предусматривающие крепление крюка к низу центральной штанги (для подвеса на нем каких-нибудь тяжестей, например, рюкзака, обеспечивающих значительное увеличение устойчивости штатива), а также замену стандартных резинок на концах ног на металлические шипы, препятствующие проскальзыванию на льду.
Заканчивая разговор о штативах, нельзя не упомянуть и о такой их разновидности как моноподы. По сути это те же штативы, но состоящие лишь из одной ноги. Правда, на многих из них предусмотрены упоры, позволяющие поставить штатив в вертикальное положение. Такие штативы прекрасно подойдут для фотографов, снимающих на тяжелую длиннофокусную оптику (например, при съемке репортажей, спортивных мероприятий или живой природы). Монопод позволяет неплохо зафиксировать камеру, при этом сохраняя высокую мобильность фотографа. А для тех, кто любит универсальность, есть модели классических треножных штативов, одна из ног которых может быть преобразована в монопод.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. При выборе штатива, необходимо отталкиваться, прежде всего, от тех условий, в которых вы предполагаете его использовать. Если вы приобретаете штатив для съемки в походах, то в этом случае на первое место выходят его габаритные размеры и вес. Лучший выбор по этим параметрам - это либо дорогостоящие карбоновые штативы, либо самые бюджетные модели из пластика. Для студийной работы или для съемок, не предполагающих длительную переноску фотооборудования, можно порекомендовать относительно тяжелые металлические штативы с длинными сегментами ног. Они прекрасно фиксируют камеру, а некоторые из моделей обладают такими полезными свойствами, как различные варианты крепления центральной штанги, значительно расширяющие спектр профессионального использования такого штатива.